Кортес и Монтесума: покорение Теночтитлана

08.09.2021

Украшенные перьями и красками, ацтекские воины кружились, танцуя и топая ногами, их песня поднималась с опьяняющим крещендо в честь богов. Пока длинные вереницы празднующих вились в храм, громкий барабан постоянно играл, объединяя их шаги и их голоса. Внезапно среди звуков поклонения послышались боевые крики, и барабанщик внезапно замолчал, когда испанский солдат отрезал ему руки. Захватив безоружных ацтеков, конкистадоры безжалостно истребляли их, пока, согласно хроникам науатль (ацтекский язык), «кровь воинов не текла, как вода».

Прочитайте больше:

    (эксклюзивно для Библиотеки)

Это было началом битвы за столицу ацтеков Теночтитлан, открытой декларации враждебности, которая превратила осторожную стратегию в прямую войну. Примерно через месяц, 24 июня 1520 года, испанский капитан Эрнан Кортес вернулся с побережья и пришел в ярость, обнаружив, что ацтеки готовы к войне, а его товарищи осаждены и голодают. Месяцы тактических маневров закончились этим противостоянием, и его тщательно продуманные планы мирной победы были разрушены. Неделю спустя более половины испанцев были убиты во время бегства из города в единственную «Ночь слез», и Кортес стоял в окружении остатков своей великой экспедиции. Тем не менее, всего через год Кортес обеспечил себе место в истории как командующий завоеванием Мексики.

Этот замечательный поворот судьбы, возможно, частично ответственен за «миф» о завоевании, в котором отважный авантюрист Кортес и несколько сотен отважных конкистадоров преодолели огромные препятствия, чтобы победить огромную мощь империи ацтеков. Реальность намного сложнее, но в то же время гораздо более впечатляюще. Всего за два года Эрнан Кортес привел к падению эффективной военной цивилизации, сочетая дипломатию, войну, тактику, удачу и явную силу личности. Завоевание ацтеков сложнее простого мифа о европейском превосходстве, но остается невероятным достижением в военной истории.

Прочитайте больше:

В начале 16 века испанские колонии уже прочно обосновались на Карибских островах, и их взоры устремились на запад. В 1519 году Кортес был назначен возглавить экспедицию на материковую часть Америки, но, очевидно осознав потенциал собранных сил «конкистадоров», как их стали называть, губернатор Кубы заподозрил подозрения и отозвал свое разрешение на экспедицию. Проявляя неумолимые амбиции, которые привели его к успеху, Кортес бросил вызов губернатору и все равно поплыл, позже оправдывая свои действия апелляцией к испанской короне.

Прибыв в Мексиканский залив с самыми большими силами, которые когда-либо видели в Новом Свете, Кортес приказал вывести из строя большинство из 10 кораблей своего флота, лишив конкистадоров и моряков любого выбора, кроме как следовать за ним в джунгли.

Этот грандиозный жест подтвердил его намерение, как он позже заявил, «что они завоюют и завоюют землю или умрут при попытке». Хотя его первоначальные инструкции заключались только в исследовании региона, Кортес надеялся добиться гораздо больших успехов. Слухи о могущественном королевстве внутри страны были подтверждены эмиссарами города Теночтитлан, столицы ацтеков. Принося дары золота, пробудившие жадность испанцев, посланники принесли весть от ацтекского тлатоани (говорящего) Моктекухзома Ксокойоцина, могущественного правителя, который стал известен в истории как Монтесума.

Прочитайте больше:

Когда он услышал о прибытии Кортеса, Монтесума отказался встретиться с испанцами, вместо этого отправив подарки, предлагая дань, которая часто разрешала споры в мезоамериканском обществе. Многое было сказано о «суеверной» вере ацтеков в то, что Кортес был богом, и что Монтесума был парализован страхом из-за ряда предзнаменований, предсказывающих падение города. Обожествление Кортеса, похоже, представляет собой комбинацию неправильного перевода и более позднего изобретения, однако, и хотя весьма вероятно, что некоторые из знамений произошли - комета, затмение, деформированное рождение - кажется вероятным, что, пытаясь объяснить свое разрушительное поражение, ацтеки ретроспективно определили эти предзнаменования как маркеры своего падения. Нет никаких реальных доказательств того, что они считались зловещими предчувствиями перед завоеванием.

Использование внутренних боевых действий

Когда конкистадоры двинулись к Теночтитлану, они столкнулись с подданными и врагами ацтеков, и Кортес все чаще наблюдал внутренние враждебные действия, которые он мог использовать в своих интересах. Благодаря сочетанию жестокой силы и дипломатии он постепенно убедил многие группы поддержать его и открыто бросить вызов ацтекам. В частности, жители Тласкалы долгое время были врагами Теночтитлана и, после того как яростно сопротивлялись испанскому вторжению, они признали военное превосходство европейцев и согласились поддержать их против правления Монтесумы. С их красно-белыми знаками различия тысячи тлашкальцев сопровождали испанцев, когда в ноябре 1519 года конкистадоры впервые увидели островной город Теночтитлан, который показался кому-то «волшебным видением», поднимающимся из озера.Кортес сразу же осознал ценность города и надеялся передать его в неприкосновенности императору Священной Римской империи Карлу V.

Прочитайте больше:

Желая мирно обезопасить город, Кортес проложил себе путь в Теночтитлан в качестве посла Карла V и был великолепно принят Монтесумой, который щедро развлекал испанцев и их союзников. В течение первых нескольких дней в городе конкистадорам были показаны чудеса и ужасы этого нового мира. Они восхищались высокими храмами, величественными дворцами, красивыми садами и большими рынками, но были возмущены ужасным зрелищем человеческих жертвоприношений. Конкистадор Берналь Диас, написавший знаменитую историю завоевания, описал это графически: «Стены этого храма были так забрызганы и залиты кровью, что они и пол тоже были черными ... зловоние было хуже, чем на любой бойне в Испания".

Отвращение испанцев к человеческим жертвоприношениям часто описывалось как не что иное, как оправдание их вторжения, но не следует недооценивать религиозный импульс к завоеванию. Кортес был набожным христианином. Его письма Карлу V демонстрируют глубокую веру в то, что если «злые дела» ацтеков можно будет остановить, то они будут «поклоняться истинному Богу с… рвением, верой и усердием», и его отношение типично для многих католиков того периода. С первых дней своего пребывания в городе Кортес призывал ацтеков отказаться от человеческих жертвоприношений и заменить своих идолов изображениями Девы Марии.

Окруженные тысячами воинов в столице ацтеков, конкистадоры все больше осознавали свое шаткое положение и начали опасаться ловушки. Уход вызвал бы отчуждение от их союзников, которые получали известия об агрессивном поведении ацтеков в провинциях, и поэтому Кортес решил действовать смело. Он захватил Монтесуму и в течение следующих восьми месяцев правил городом через него. Почему и в какой степени Монтесума сотрудничал, остается неясным, но его сотрудничество определенно обеспечило временное повиновение людей, хотя и в атмосфере растущего недовольства.

Когда Кортес был вынужден покинуть город, чтобы разобраться с войсками, посланными губернатором Кубы, растущая антипатия между испанцами и ацтеками, наконец, взорвалась, и испанцы были изгнаны из города. После Ночи слез Кортес проявил удивительную стойкость, лидерство и находчивость. Отступая к Тласкале, он не без труда собрал оставшиеся силы и союзников и решил изменить их судьбу. Ключом к плану Кортеса было строительство 12 бригантины, которые позволили бы ему командовать озером и осадить Теночтитлан. Лодки, построенные в Тласкале, были доставлены к озеру по частям тысячами местных носильщиков с невероятной самоотдачей и мастерством.

После Рождества 1520 года конкистадоры отправились обратно в Теночтитлан. Им пришлось столкнуться с атаками в отдаленных регионах, но бригантины, наконец, были запущены в конце апреля 1521 года, и, когда войска осаждали город со всех сторон, битва началась всерьез. Осада была разрушительной для обеих сторон. Мастерство и огромное количество воинов ацтеков привели к огромным жертвам среди нападавших, хотя сами они в огромных количествах умирали от голода и болезней.

Прочитайте больше:

Кортес неоднократно добивался капитуляции ацтеков, надеясь избежать полного разрушения города, но стало ясно, что ацтеки будут сражаться насмерть, и нападавшие были вынуждены перекрыть пути к бегству, больше не отступая в свои лагеря. ночь, но все время наступая и разрушая здания, чтобы предотвратить их повторный захват. В неспокойные дни перед Ночью слез Монтесума был убит - преступление, в котором каждая сторона обвиняла другую. Куаутемок, молодой и решительный воин, унаследовал трон после того, как несчастный преемник Монтесумы умер от эпидемии оспы, опустошавшей город.

В сочетании с испанскими военными технологиями европейские болезни часто играли важную роль в завоевании ацтеков; теория «оружия, микробов и стали», ставшая популярной благодаря Джареду Даймонду. Оружие и доспехи испанцев, безусловно, были грозными против легко разрушаемых обсидиановых клинков и стрел коренных жителей, но нельзя забывать о тысячах союзников, поддерживающих конкистадоров. Оспа, безусловно, усугубила осаду и нарушила систему подчинения ацтеков, но она также затронула и другие коренные народы, включая союзников Кортеса.

Эта «бактериальная война» сильно повлияла на Новый Свет в целом, поскольку коренное население, лишенное какого-либо естественного сопротивления, было опустошено европейскими болезнями. 13 августа 1521 года Куаутемок был взят в плен, и ацтеки признали поражение. Теночтитлан, главный приз Кортеса, и его жители были уничтожены. Кортес завоевал ацтеков, но за счет прекрасного города он надеялся защитить.

В этой головоломке есть еще один последний фрагмент или, скорее, человек. Донья Марина, переводчик из числа коренных народов, которая постоянно появляется рядом с Кортесом в изображениях завоеваний и которая в конечном итоге родила ему сына, сыграла решающую роль в его способности вести переговоры с коренными народами, что было центральным моментом в завоевании. Фигура Марины олицетворяет противоречивость завоевания. Она попеременно воспринималась как мать метисов (людей смешанной крови) или как окончательная предательница своего народа, и эта двусмысленность лежит в основе современного мексиканского отношения к своей истории.

В последние годы прошлое ацтеков все чаще открывается и ценится как жизненно важная часть мексиканского наследия, но испанская, особенно католическая, культура также лежит в основе их образа жизни. Колониализм нельзя оправдать сомнительной мерой прогресса, но, к лучшему или худшему, конкистадоры помогли создать глобальный мир, в котором мы живем. Трансатлантические связи стимулировали обмен товарами, информацией и людьми, положив начало процессу завоеваний и колонизации, который создал наш современный многокультурный мир.

Кэролайн Доддс - преподаватель Лестерского университета, специализирующаяся на истории ацтеков и ранней современной атлантической истории. Ее книга « Узы крови: пол, жизненный цикл и жертвы в ацтекской культуре» была опубликована издательством Palgrave Macmillan в 2008 году.

Эрнан Кортес: краткая биография

Эрнан Кортес родился в Эстремадуре, Испания, в середине 1480-х годов в респектабельном, но ничем не примечательном идальго (несовершеннолетнем дворянине). В 1506 году он отплыл в Индию, где помог завоевать Кубу и женился на родственнице ее первого губернатора. В 1518 году, неудовлетворенный жизнью землевладельца, администратора и политика, он отправился в экспедицию на материковую часть Америки.

В 1522 году, после завоевания ацтеков, Кортес был назначен генерал-капитаном и губернатором «Новой Испании» (Мексика), что дало ему большую собственность и влияние. В 1528 году он отплыл в Испанию, где был принят и награжден.

Карлом V, который также благословил его второй брак. Вернувшись в Мексику в 1530 году, Кортес провел большую часть своей жизни, пытаясь отстоять свои права и сохранить свою репутацию, столкнувшись со значительным политическим противодействием и будучи обвиненным в убийстве своей первой жены (которая умерла в 1522 году). Вернувшись в Испанию в 1540 году, чтобы отстаивать свое дело, он умер в Севилье в 1547 году, разочаровавшись. Несмотря на горечь, он был богатым человеком и оставил богатство и статус своим многочисленным детям.

Империя ацтеков: культура и жертвы

Примерно между 1350 и 1520 годами ацтеки процветали на месте современного Мехико. Они выросли из скромных мигрантов с севера благодаря сочетанию военной и дипломатической тактики, чтобы стать доминирующей силой в регионе.

Первоначально основанный на негостеприимных болотах и ​​небольших островах на озере Тескоко, к 16 веку их великая островная столица Теночтитлан превратилась в впечатляющий мегаполис, связанный с материком тремя огромными дорогами и сердце сети из почти 400 подчиненных и родственных городов. . Огромный рынок ежедневно привлекал тысячи людей со всей этой «империи» (как ее называют некоторые историки), а в центре города располагалась церемониальная площадка, откуда пирамида Великого Храма возвышалась над сеткой каналов. и улицы.

Город был чистым и ухоженным, с строгими законами и политическим управлением, но ацтеки часто считались жестокими и даже злыми людьми, потому что они практиковали человеческие жертвоприношения. Ацтекским богам требовалась человеческая кровь (пусть из живых тел, а также через смерть жертвенных жертв), чтобы питать их и поддерживать мир. Считалось, что жертвоприношение ведет к привилегированной загробной жизни, и некоторые ацтеки сами становятся жертвами, но для этой цели чаще всего использовались пленники.

Считалось, что боги уготовили ацтекам быть воинами, и они все больше сосредотачивались на войне и военных достижениях, даже практиковали «цветные войны» специально для защиты жертв. Однако это кровопролитие не привело к дегуманизации ацтеков. Это была выразительная и утонченная цивилизация, высоко ценившая поэзию, искусство и семью. Они верили, что жертвоприношение - это привилегия, и были способны признать насильственную смерть необходимой частью жизни.

Маршрут Кортеса от Вера-Крус до Теночтитлана

Во время своего похода в столицу ацтеков Кортес собирает ценных союзников среди врагов Монтесумы.

8 августа 1519: Начало похода на Теночтитлан.

Пробравшись вдоль побережья и встретившись с эмиссарами Монтесумы, Кортес и конкистадоры отправились в Теночтитлан из своего поселения Вера-Крус.

23 сентября 1519 г .: Создается союз.

После нескольких недель прямой конфронтации конкистадоры заключают мир с тлашкальскими врагами ацтеков и входят в город Тласкала, что знаменует начало союза между ними.

8 ноября 1519 года Кортес сталкивается с Монтесумой.

Кортес сталкивается с Монтесумой на большой дороге, ведущей в Теночтитлан. Менее чем через неделю он захватывает правителя ацтеков и берет под свой контроль город.

30 июня 1520 г .: испанцы бегут из Теночтитлана.

Испанцы и их союзники бегут из Теночтитлана в Ночь слез. Потеряв более половины своей роты, они собираются в Тлакопане, прежде чем отступить в Тлакскалу.

28 апреля 1521 г .: Начало битвы за Теночтитлан.

Пробившись обратно к озеру, конкистадоры запускают свои бригантины, осаждают город, и начинается великая битва за Теночтитлан.

13 августа 1521 г .: сдача ацтеков

После месяцев ожесточенных боев, в результате которых Теночтитлан превратился в руины, последний тлатоани Куаутемок был захвачен в каноэ на озере, и ацтеки наконец сдались.

Пять ключевых факторов завоевания

Сочетание удачи, союзников и, возможно, позволило Кортесу добиться успеха

Эрнан Кортес

Важность его лидерства временами преувеличивалась, но Кортес, несомненно, принимал критические и творческие решения в ключевые моменты завоевания и обеспечивал эффективное и часто вдохновляющее руководство. Ясный и амбициозный тактик, он был набожным, храбрым и целеустремленным в достижении своих целей.

Европейское вооружение

Одного лишь оружия, доспехов и стального вооружения было бы недостаточно для преодоления численного преимущества ацтеков, но они, безусловно, были эффективны, особенно в перестрелках. Лошади и боевые собаки также были новинкой для ацтеков, которые быстро осознали их тактическую важность и начали нападать на них в бою.

Союзники из числа коренных народов

Союзы с врагами ацтеков и недовольными подданными обеспечивали конкистадорам почти бесконечный запас воинов, вспомогательную поддержку, еду и другие припасы. Связи с отдельными людьми, особенно с переводчиком Малинзтином, также давали Кортесу значительные тактические и дипломатические преимущества и позволяли ему вести переговоры напрямую с коренными народами.

Европейские болезни

Не обладая естественным иммунитетом, коренные народы были истреблены болезнями, принесенными конкистадорами. Оспа была особенно разрушительной во время завоевания Мексики, а в последующие годы другие болезни, такие как корь, эпидемический паротит, сыпной тиф, грипп и чума, привели к почти вымиранию многих коренных американцев.

Отношение ацтеков

Военная практика ацтеков ставила их в невыгодное положение в некоторых столкновениях, поскольку они боролись за захват жертв для человеческих жертвоприношений, а не для убийства. Более раннее осознание масштабов намерений конкистадоров могло также позволить ацтекам организовать сопротивление и действовать против них более эффективно.

Сергей Иващенко

08.09.2021

Подписывайтесь на наши социальные сети!