Религия, религиозная причастность и использование современных противозачаточных средств в Южном Мозамбике

08.09.2021

Взаимосвязь между использованием противозачаточных средств и религией остается предметом серьезных дискуссий. В данной статье утверждается, что эти отношения уходят корнями в контекстно-зависимые институциональные и организационные аспекты религиозной принадлежности и участия. Основываясь на уникальных недавних данных опроса женщин, проведенного в преимущественно христианском районе Мозамбика с высокой рождаемостью, это исследование исследует связь между религией и контрацепцией с двух дополняющих друг друга точек зрения. Во-первых, анализируются различия в текущем использовании современных противозачаточных средств среди основных конфессиональных групп. Результаты показывают более высокую распространенность использования современных противозачаточных средств среди католиков и, в меньшей степени, среди традиционных протестантов, за вычетом других факторов индивидуального и общинного уровня. Второй,Анализ религиозной причастности показывает, что частое посещение церкви имеет чистую положительную связь с использованием современных противозачаточных средств, независимо от конфессиональной принадлежности. Эти результаты относятся к историческому контексту религиозной, демографической и социально-политической динамики Мозамбика и аналогичных условий к югу от Сахары.

Связь между религией и воспроизводством давно привлекала внимание исследователей и политиков. В литературе о переходном периоде рождаемости в Западной Европе и Северной Америке задокументированы значительные различия в рождаемости по религиозным линиям (Бувье и Рао, 1975; Андерсон, 1986; Паркерсон и Паркерсон, 1988; Гутманн, 1990; Дерозас и ван Поппель, 2006), а также более поздние исследования рождаемости. переходные периоды в развивающихся странах (Sembajwe 1980; Chamie 1981; Bailey 1986; Johnson and Burton 1987; Jayasree 1989; Berhanu 1994; Kollehlon 1994; Gregson et al. 1999; Knodel, Gray, and Peracca 1999; Johnson-Hanks 2006). В недавнем анализе данных демографических и медицинских обследований (DHS) из 30 развивающихся стран на трех континентах,Хитон (2011) сообщает о больших различиях между мусульманами и христианами, но относительно небольших различиях между христианскими конфессиями.

Исследования, посвященные непосредственным детерминантам фертильности в западных условиях, сообщили о стойких различиях в религиозном отношении к противозачаточным средствам и в использовании противозачаточных средств, несмотря на снижение фертильности среди всех религиозных конфессий во все более секуляризованном регионе (Goldscheider and Mosher 1988 и 1991; Brewster et al. 1998). ). В Африке к югу от Сахары мое более раннее исследование (Agadjanian, 2001) обнаружило различия в использовании современных противозачаточных средств среди христианских конфессий в Мозамбике. Аддаи (1999) сообщил о религиозных различиях в использовании противозачаточных средств в Гане. В то время как в исследованиях фертильности к югу от Сахары большое внимание уделяется различиям между христианами и мусульманами (см., Например, Johnson-Hanks 2006; Heaton 2011), эти различия зависят от контекста. Таким образом, Агаджанян, Ябику,и Fawcett (2009) наблюдали более высокий уровень использования противозачаточных средств среди христиан, чем мусульман в Нигерии, но противоположную тенденцию в Танзании. За пределами региона к югу от Сахары Knodel, Gray и Peracca (1999) сообщили о более высокой распространенности противозачаточных средств среди буддистов, чем среди мусульман в Таиланде. Тем не менее, в Индии Айер (2002) не обнаружил каких-либо различий между индуистами и мусульманами в решении использовать контрацептивы.

Влияние религии на использование противозачаточных средств не всегда может соответствовать различиям между религиозными традициями или конфессиональным различиям в рамках одних и тех же традиций. Как утверждали Йитман и Тринитаполи (2008) в своем исследовании в Малави, позиция по планированию семьи, которую занимают отдельные церковные лидеры, может быть более сильным предиктором использования противозачаточных средств, чем принадлежность к какой-либо конфессии. Более того, исследования религии и фертильности подчеркивают важность религиозности и религиозного участия, а не просто религиозной принадлежности (Уильямс и Циммер, 1990; Амин, Даймонд и Стил, 1997; Хейфорд и Морган, 2008; Чжан, 2008). Исследования, посвященные использованию противозачаточных средств в Соединенных Штатах, показали, что более религиозные люди, независимо от их конфессиональной принадлежности,реже практикуют противозачаточные средства (Goldscheider and Mosher 1991; Brewster et al. 1998).

Чтобы лучше понять связь между религией и использованием противозачаточных средств в современном незападном контексте, особенно в странах Африки к югу от Сахары, где изменение фертильности находится на начальной стадии, нам необходимо рассмотреть как корни, так и недавние драматические преобразования и диверсификацию религиозной принадлежности. пейзаж, во многом подпитываемый феноменальным ростом пятидесятнического и харизматического христианства (Meyer 2004). В сегодняшних условиях к югу от Сахары это растущее религиозное разнообразие и, соответственно, большая роль, которую организованная религия играет в повседневной жизни, создают условия, в которых религия сильно влияет на демографическое и особенно репродуктивное поведение и результаты (McQuillan 2004). Сбор основных демографических данных на субконтиненте, например, проведенный с помощью демографических и медицинских обследований,обычно не делает различий между протестантскими конфессиями, не говоря уже об исламских традициях, тем самым ограничивая анализ сравнениями католиков / протестантов / мусульман. Еще более подробные классификации деноминаций оказались информативными при изучении фертильности и контрацепции в западных условиях (Goldscheider and Mosher, 1991) и в странах Африки к югу от Сахары (Addai 1999; Agadjanian 2001). Важно отметить, что современная религиозная сложность субконтинента определяется не столько теологическими различиями между церквями и деноминациями, сколько различиями в их организационных характеристиках и сетях, социальных нарративах и публичных практиках (Gifford 1998; Agadjanian 2001; Bompani and Frahm-Arp 2010). ). Учет этой сложности необходим для лучшего понимания роли религии в переходном периоде рождаемости к югу от Сахары.В данном исследовании сделана попытка сделать это путем изучения религиозного влияния на использование современных противозачаточных средств в преимущественно христианских, но религиозно различных странах с высокой рождаемостью в Мозамбике.

ПАРАМЕТР

Район исследования - район Чибуто в провинции Газа на юге Мозамбика - типичен для условий на ранних этапах демографического перехода. По данным DHS Мозамбика за 2003 год, общий коэффициент фертильности (СКР) в провинции Газа составлял 5,4 ребенка на женщину (INE and Macro International 2005); По данным DHS за 2011 год, СКР в Газе составил 5,3 (INE и MEASURE DHS 2013). Распространенность современных противозачаточных средств, которые бесплатно доступны в государственных клиниках, выросла в провинции с 15 процентов в 2003 году до 17 процентов в 2008 году и до 18 процентов в 2011 году (INE и Macro International 2005; INE 2009; INE и ИЗМЕРИТЬ DHS 2013). Как и большая часть Газы и остальной части юга Мозамбика, Чибуто является преимущественно христианским регионом с высоким уровнем религиозной принадлежности и значительным религиозным разнообразием. До обретения Мозамбиком независимости от Португалии в 1975 г.Римский католицизм был квазиофициальной религией колонии. Однако в колониальную эпоху также наблюдался значительный рост инициированных миссией или «традиционных» протестантских деноминаций, таких как пресвитерианская, англиканская и методистская. В исследуемой области также имеется значительное присутствие других конфессий, большинство из которых либо являются коренными жителями региона, либо в значительной степени являются импортными. Среди таких инициированных африканцами церквей так называемые апостольские церкви составляют большую и растущую группу. Однако наиболее примечательным был взрывной рост деноминаций пятидесятнического типа, особенно церквей, широко известных какВ исследуемой области также имеется значительное присутствие других конфессий, большинство из которых либо являются коренными жителями региона, либо в значительной степени являются импортными. Среди таких инициированных африканцами церквей так называемые апостольские церкви составляют большую и растущую группу. Однако наиболее примечательным был взрывной рост деноминаций пятидесятнического типа, особенно церквей, широко известных какВ исследуемой области также имеется значительное присутствие других конфессий, большинство из которых либо являются коренными жителями региона, либо в значительной степени являются импортными. Среди таких инициированных африканцами церквей так называемые апостольские церкви составляют большую и растущую группу. Однако наиболее примечательным был взрывной рост деноминаций пятидесятнического типа, особенно церквей, широко известных какСион (сионист). Некоторые сионистские церкви были импортированы из Южной Африки, часто вернувшимися или вышедшими на пенсию мозамбикскими трудовыми мигрантами, но многие из них являются уроженцами южного Мозамбика. Помимо сионистов, глобальные деноминации пятидесятников, такие как Ассамблеи Бога и Вселенская Церковь Царства Божьего, получили заметное присутствие в религиозной среде этого региона. Несмотря на значительное богословское и организационное разнообразие апостольских, сионистских и других пятидесятнических деноминаций, а также часто явную и интенсивную конкуренцию между ними на религиозном рынке, эти церкви уделяют большое внимание чудесным решениям болезней и социальных проблем путем прямого вмешательства со стороны общества. Святой Дух, который отличал их от традиционных деноминаций.

Расширение этих новых церквей в постколониальную эпоху было вызвано в основном переходом от католических и традиционных протестантских церквей (Agadjanian 2012). Социально-экономические характеристики этих деноминационных групп существенно различаются. Различия в уровне образования, важный показатель использования противозачаточных средств, являются одними из наиболее заметных. Католическая церковь подверглась особым нападкам со стороны социалистического режима, сменившего колониальную администрацию в 1975 году, и в результате потеряла большую часть своего прежнего политического влияния и значительную долю своего членства в пятидесятнической и харизматической церквях. Тем не менее, он сохранил в своих рядах непропорционально большое количество относительно хорошо образованных людей. Традиционные протестанты исторически похожи на католиков,хотя их политический подъем был более недавним и был связан с национально-освободительной борьбой 1960-х и 1970-х годов. Подобно католикам, традиционные протестанты столкнулись с сокращением своего членства в жесткой конкуренции с пятидесятническими и харизматическими церквями, но им также удалось сохранить более образованных членов.

И все же, что, возможно, еще более важно для этого анализа, католики и традиционные протестанты, несмотря на сокращение числа их членов, сумели сохранить прочные связи с государственным аппаратом и, в частности, с его отраслью здравоохранения. Данные обследования всех государственных клиник по охране здоровья матери и ребенка, которые являются основным, если не единственным источником современных противозачаточных средств для подавляющего большинства мозамбикских пар, иллюстрируют эти связи. Опрос был проведен исследовательской группой из Университета штата Аризона и Университета Эдуардо Мондлана в Мозамбике в 2011 году в Чибуто и трех других прилегающих районах на юге Мозамбика в рамках финансируемого Национальным институтом здравоохранения лонгитюдного исследования динамики деторождения в условиях высокой распространенности ВИЧ и массового Внедрение АРТ.В ходе исследования была собрана информация об инфраструктуре и услугах клиник, а также о социально-демографических и этнокультурных характеристиках медперсонала клиник. Среди всех медсестер, участвовавших в планировании семьи, 45 процентов были католиками и 29 процентов принадлежали к различным традиционным протестантским общинам; эти пропорции были в несколько раз выше, чем соответствующие доли двух конфессиональных групп в общей численности населения. Большинство этих медсестер были городскими и относительно образованными женщинами, которые были социально-экономически и культурно далеки от большинства преимущественно сельских жителей, включая большинство католиков и традиционных протестантов, которым они служат.Тем не менее, религиозное членство медсестер может связывать их с их сельскими единоверцами особым образом, выходящим за рамки стандартных бюрократизированных и обезличенных процедур «поставщик – клиент». В религиозных общинах медсестры по планированию семьи могут выступать в роли «лидеров мнений» (Валенте и Дэвис, 1999), которые неформально знакомят со своими прихожанами и другими прихожанами и другими членами их конфессий противозачаточными методами, с которыми они общаются во время частых многонациональных служб и других собраний. . Следовательно, хотя эти особые социальные отношения могут не проявляться непосредственно в условиях клиники, они могут иметь значение для обучения сельских женщин методам контрацепции вне стен клиник.Медсестры по планированию семьи могут действовать как «лидеры мнений» (Валенте и Дэвис, 1999), которые неформально знакомят со своими прихожанами и другими прихожанами и другими членами их конфессий, с которыми они общаются во время частых многонациональных служб и других собраний, о вкусах и методах контрацепции. Следовательно, хотя эти особые социальные отношения могут не проявляться непосредственно в условиях клиники, они могут иметь значение для обучения сельских женщин методам контрацепции вне стен клиник.Медсестры по планированию семьи могут выступать в роли «лидеров мнений» (Валенте и Дэвис, 1999), которые неофициально знакомят со своими прихожанами и другими прихожанами и другими членами их конфессий, с которыми они общаются во время частых многонациональных служб и других собраний, о вкусах и методах контрацепции. Следовательно, хотя эти особые социальные отношения могут не проявляться непосредственно в условиях клиники, они могут иметь значение для обучения сельских женщин методам контрацепции вне стен клиник.они могут иметь важное значение для просвещения сельских женщин в области контрацепции вне стен клиник.они могут иметь важное значение для просвещения сельских женщин в области контрацепции вне стен клиник.

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И ГИПОТЕЗЫ

Влияние религии на рождаемость традиционно рассматривалось в рамках одной из трех концептуальных рамок: точки зрения партикуляристского богословия, точки зрения статуса группы меньшинства и точки зрения характеристик. Перспектива партикуляристского богословия ищет корни религиозных различий в рождаемости в теологических принципах, которые прямо или косвенно предписывают или запрещают определенные типы супружеского, сексуального или контрацептивного поведения, которые могут иметь последствия для рождаемости. Перспектива статуса группы меньшинства предполагает, что группы меньшинств корректируют свою фертильность - вверх или вниз - либо для компенсации своего неблагоприятного статуса, либо для защиты своих преимуществ в обществе. Наконец, характеристика характеристик пытается объяснить религиозные различия в фертильности и контрацепции другими факторами,или «характеристики», в первую очередь различия в образовании и благосостоянии между религиозными группами (Goldscheider, 1971; Johnson, 1993).

Мой концептуальный подход и гипотезы включают три точки зрения, а также учитывают исторически сложившийся идеологический дискурс и институциональные связи религиозных организаций региона. Анализ исследует использование современных противозачаточных средств - в первую очередь таблеток и инъекций и, в меньшей степени, других современных методов. Независимо от субъективной цели их использования в большинстве стран Африки к югу от Сахары - будь то временное прекращение деторождения или его полное прекращение - современные противозачаточные средства представляют собой новую социальную технологию, которая отражает современные вкусы и предпочтения, а также связана с современными институтами и, в частности, с биомедицинские услуги здравоохранения.

В этом исследовании особое внимание уделяется роли двух измерений религии: религиозной принадлежности и религиозной принадлежности. Что касается первого - влияния религиозной принадлежности на использование современных противозачаточных средств - я выдвинул ряд гипотез, которые адаптируют три основных теоретических взгляда на взаимосвязь религии и фертильности с социально-историческим контекстом изучаемой области. Перспектива характеристик, которая стремится отследить религиозные различия в поведении, связанном с фертильностью, до атрибутов, не связанных с религией, предлагает простую гипотезу:

  • Гипотеза 1.1. Любое различие в вероятности использования современных противозачаточных средств женщинами разных конфессий (включая женщин, не являющихся аффилированными), если обнаружено, будет результатом индивидуальных характеристик членов церкви и, в частности, различий в уровне образования.

Перспектива партикуляристского богословия предлагает нам поискать возможные различия между различными конфессиями в четких позициях по планированию семьи. Официальная позиция Римско-католической церкви по искусственному контролю над рождаемостью хорошо известна. Предполагая, что эта позиция полностью разделяется местным духовенством и предписывается членам церкви, следует ожидать, что у католиков самый низкий уровень использования противозачаточных средств. Однако следует отметить, что все руководители церкви, независимо от вероисповедания, превозносят сильные «семейные ценности», естественной частью которых является деторождение. Хотя контрацептивы могут не входить в нарратив семейных ценностей явно, можно было ожидать, что, по крайней мере косвенно, пронаталистский дискурс будет препятствовать использованию планирования семьи во всех конфессиях по сравнению с неаффилированными женщинами. Отсюда вторая гипотеза:

  • Гипотеза 1.2. Использование противозачаточных средств среди католиков будет ниже, чем среди представителей других религиозных конфессий, и будет самым высоким среди женщин, не являющихся аффилированными лицами.

Чтобы применить перспективу статуса группы меньшинства, сначала необходимо определить, что составляет группу меньшинства в этом социально-религиозном контексте. Основываясь на кратком историческом обзоре, представленном ранее, католики и традиционные протестанты, кажется, подходят под это определение по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, они испытали значительную потерю членства после окончания колониального правления, которое превратило их из численного большинства в меньшинства. В то же время они сохранили свои привилегированные связи с государством в целом и с его системой здравоохранения в частности. Поскольку современное планирование семьи - это контролируемый государством и распределенный ресурс, связи, которые члены церкви могут иметь с учреждением планирования семьи, какими бы неформальными они ни были,может дать преимущество в доступе к информации о планировании семьи, воспитании вкусов и расширении практики использования противозачаточных средств. Эта контекстуально адаптированная перспектива статуса группы меньшинства приводит к следующей гипотезе:

  • Гипотеза 1.3. Использование противозачаточных средств будет выше среди католиков и традиционных протестантов, чем среди других конфессиональных категорий.

Второе внимание в этом исследовании уделяется религиозной причастности. Если религиозная вовлеченность, приблизительно равная посещаемости церкви, является маркером большей религиозности, а большая религиозность связана с большим пронатализмом, как это обычно имеет место в современных западных обществах, тогда религиозная вовлеченность должна быть обратно пропорциональна использованию противозачаточных средств. Однако для многих женщин в сельских районах и небольших городах Африки к югу от Сахары церковь является единственным жизнеспособным каналом для нетрадиционного (то есть не основанного на родстве или браке) социального и гражданского включения и ознакомления с новыми идеями, практиками и предпочтениями. . Таким образом, если религиозное увлечение знакомит женщин с новыми вкусами и технологиями, то, напротив, оно должно положительно ассоциироваться с вероятностью использования современных противозачаточных средств.

В соответствии с тремя основными теоретическими точками зрения, можно постулировать три гипотезы о связи между религиозной вовлеченностью и использованием противозачаточных средств:

  • Гипотеза 2.1 Нет чистого эффекта от религиозной причастности (с точки зрения характеристик).
  • Гипотеза 2.2. Отрицательный эффект религиозной вовлеченности (партикуляристская перспектива).
  • Гипотеза 2.3. Положительный эффект религиозной вовлеченности (модифицированная перспектива статуса группы меньшинств).

В соответствии с концептуальными представлениями и гипотезами, касающимися религиозных различий в использовании современных противозачаточных средств, связь между религиозной вовлеченностью и современной контрацепцией также может быть специфичной для вероисповедания: более активное участие церкви может уменьшить или увеличить использование современных противозачаточных средств только или в основном среди членов некоторых конфессий, но не другие.

ДАННЫЕ И МЕТОДЫ

Данные для этого исследования были взяты из репрезентативного популяционного кластерного обследования женщин в возрасте 18–50 лет, проведенного исследовательской группой из Университета штата Аризона и Университета Эдуардо Мондлана в 2008 году в районе Чибуто провинции Газа на юге Мозамбика. Опрос проводился в 82 случайно выбранных населенных пунктах (кластерах): 16 в городской местности (административный центр района и его пригороды) и 66 в сельской местности. Тридцать домохозяйств были отобраны случайным образом в каждом городском кластере и 24 - в каждом сельском кластере. В каждом из этих домохозяйств для интервью была случайным образом выбрана одна женщина в возрасте 18–50 лет. Уровень участия в опросе составил почти 100 процентов; из 2 021 отобранных женщин только 2 отказались от интервью. Использовался инструмент структурированного опроса. Помимо стандартных социально-экономических, демографических,и культурных особенностей, в ходе опроса была собрана информация об истории религиозной принадлежности женщин и их нынешней религиозной принадлежности, истории фертильности, репродуктивных предпочтениях и текущем использовании противозачаточных средств. (Инструмент исследования и соответствующие материалы исследования доступны у автора по запросу.)

Переменной результата является то, использовала ли женщина современный метод контрацепции (таблетки, инъекции, ВМС, презерватив или перевязка маточных труб) во время обследования. Вопрос об использовании противозачаточных средств не задавался беременным респондентам (12 процентов выборки), которые поэтому исключены из анализа. Конфессиональная принадлежность респондентов является первым предиктором интереса. В анализ включены женщины с религиозной принадлежностью и без нее. Несмотря на четкие инструкции интервьюерам различать членство и участие в религиозной общине, по крайней мере, некоторым из опрошенных женщин, вероятно, было трудно провести это различие. Следовательно, неаффилированная группа, вероятно, будет включать женщин, которые номинально принадлежали к церкви, но предпочли не признавать этого.на основе их оценки их церковной причастности. Респонденты с религиозной принадлежностью подразделяются на пять конфессиональных категорий, определенных ранее: католики, традиционные протестанты (далее также называемые просто «протестанты»), апостолы, сионисты и другие пятидесятники (далее «пятидесятники»). В анализ не включены 12 мусульманок и 3 Свидетеля Иеговы. Хотя полученная в результате религиозная классификация не отражает всех конфессиональных различий в религиозной мозаике района, она отражает конфессиональные различия, которые наиболее важны для предмета данного исследования. Подобные классификации успешно использовались для анализа репродуктивного поведения и поведения, связанного с ВИЧ / СПИДом (Агаджанян, 2001 и 2005). Хотя гипотезы не различаются по всем этим деноминационным категориям,Я включаю каждую из них как отдельные фиктивные переменные в статистическую модель, чтобы не пропустить какие-либо неожиданные вариации между ними.

Чтобы уловить связь между участием в жизни религиозного собрания и использованием современных противозачаточных средств, я использую частоту посещения религиозных культов среди женщин, сообщающих о своей религиозной принадлежности. Этим респондентам был задан вопрос, сколько раз за две недели, предшествующие опросу, они ходили в свою церковь с какой-либо целью (например, воскресная служба, будничная служба, молитва или собрание группы по изучению Библии, церковное женское собрание). Я не делаю различий между конкретными причинами посещения церкви, потому что, как показали предыдущие этнографические исследования, эти причины часто совпадают. Частота посещения операционализируется как набор фиктивных переменных: не посещал церковь в течение последних двух недель, посещал один или два раза и посещал более двух раз.

Поскольку переменная результата является дихотомической, для многомерного анализа используется биномиальная логистическая регрессия. Модели контролируют стандартные социально-демографические характеристики, измеренные во время опроса. К этим элементам контроля относятся: возрастная группа респондента - 18–24, 25–34 и 35 лет и старше (использование возрастной группы, а не фактического возраста предпочтительнее из-за возможных неточностей в отчетности); партнер-кор-резидент независимо от типа союза (есть партнер-кор-резидент или нет); количество живущих детей; желание иметь больше детей (хочет больше или не хочет больше или неуверен); уровень образования (нет, 1–4 года обучения в школе, 5 или более лет обучения в школе); несельскохозяйственная работа вне дома (да или нет); индекс материального имущества домохозяйства (четырехуровневая шкала, отражающая наличие у домохозяйства радио, велосипеда, мотоцикла или автомобиля);и городская зона проживания (районный штаб, включая его пригород) в отличие от сельской местности. Модели также контролируют доступ к клиникам по охране здоровья матери и ребенка (основной и часто единственный источник бесплатных контрацептивов в районе исследования), используя в качестве прокси расстояние в километрах от дома респондента до ближайшей клиники, которая обеспечивала планирование семьи. Сервисы. (Все дома респондентов и все клиники в районе исследования были геокодированы). Для учета уровня социально-экономического развития и культурной современности сообщества проживания модели включают уровень образования женщин в сообществе, рассчитываемый как среднее количество школьных лет, завершенных респондентами в кластере опроса респондентов. Распределения переменных, используемых в многомерном анализе, представлены в таблице 1.Поскольку респонденты, проживающие в одних и тех же группах обследования, могут обладать некоторыми ненаблюдаемыми характеристиками, используется метод случайного перехвата, чтобы минимизировать связанную систематическую ошибку в оценках. Все статистические тесты подбираются с использованием процедуры GLIMMIX в SAS версии 9.

ТАБЛИЦА 1

Процент небеременных респондентов по выбранным характеристикам, Чибуто, Мозамбик, 2008 г.

Сергей Иващенко

08.09.2021

Подписывайтесь на наши социальные сети!